Согласовано:
Утверждаю:
Директор МКУДО
Начальник отдела культуры и
ее
Е
`Вёрхнеуральского
Веронеурвароая ДШИ
`. Карачаушева
|. Халюзина
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕРХНЕУРАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
колимиилюниь
„ыы
——
$
на 2025-2030 годы
Содержание
Паспорт Программы развития
3
Информационная справка об организации
6
Образовательная деятельность
9
Характеристика педагогического состава
13
Мматериально-техническое обеспечение
15
Вывод
15
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа развития
16
Концепция развития
18
Мероприятия и проекты, обеспечивающие реализацию Программы
18
Механизм реализации Программы развития
22
Оценка эффективности Программы развития
23
Перечень целевых показателей
23
Заключение
26
Паспорт программы развития Муниципального казенного учреждения дополнительного
образования «Верхнеуральская детская школа искусств»
Наименование
Полное
наименование
организации
Документы,
послужившие
основание
для
разработки
программы
развития
Сведения
разработчиках
программы
Содержание
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Верхнеуральская детская школа искусств»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р);
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030
года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. №
326-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов (утв. Президентом РФ от 03 апреля 2012 г. № Пр827);
- Основы государственной культурной политики (утв. Указом
Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утв. протоколом президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного
образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших
выдающиеся способности» (утв. распоряжением Минпросвещения
России от 21 июня 2021 г. № Р-126);
- Государственная программа Челябинской области «Развитие
культуры в Челябинской области» (утв. Постановлением Правительства
Челябинской области от 16 декабря 2020 г. № 684-п);
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022 № 629;
- Муниципальная
программа
«Организация
дополнительного
образования детей в муниципальных учреждениях Верхнеуральского
района» на 2025-2027 годы
(Утвержденная постановлением
администрации Верхнеуральского муниципального района от
22.11.2024 г № 1624)
-Устав и Локальные акты ДШИ
о Ответственные: Карачаушева Наталья Александровна, директор
Муниципального
казенного
учреждения
дополнительного
образования «Верхнеуральская детская школа искусств»
Гирфанова Екатерина Сергеевна, заместитель директора по учебновоспитательной работе
Исполнители
программы
Срок реализации
программы
Цель программы
развития
Комплексные
задачи
программы
развития
Трудовой коллектив МКУДО Верхнеуральская ДШИ
2025 – 2030 годы
Развитие МКУДО Верхнеуральская ДШИ как авторитетного
учреждения
дополнительного
образования,
отвечающего
перспективным задачам в области образования в сфере культуры и
современным социальным, профессиональным,
правовым
и
материально-техническим
требованиям.
Создание
/
совершенствование условий для функционирования и развития
учреждения как организации дополнительного образования,
обеспечивающей соответствие качества подготовки обучающих и
условий осуществления образовательной деятельности федеральным
государственным требованиям и потребностям обучающихся и их
родителей (законных представителей) в области художественного
образования и эстетического воспитания
1. Внедрение и успешное функционирование новых организационных
и финансовых механизмов;
2. Обеспечение конкурентоспособности путем расширения спектра
образовательных программ, совершенствования содержания, форм и
методов образовательной деятельности;
3. Повышение эффективности работы по выявлению и поддержке
одаренных детей;
4. Обеспечение информационной открытости продвижения социально
значимых культурных проектов и инициатив. Формирование
положительного имиджа в районе;
Порядок
финансирования
программы
развития
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников
финансирования:
Средства субсидии на муниципальное задание;
Целевые субсидии;
Целевые
индикаторы
показатели
успешности
реализации
программы
- Увеличение контингента учащихся;
- Участие учащихся в конкурсах различного уровня;
- Участие преподавателей в конкурсах педагогического мастерства,
семинарах, курсах повышения квалификации;
- Участие в субсидиях, грантах, инициативном бюджетировании
- Прохождение медицинских осмотров, прохождение санминимума,
прохождение аттестации рабочих мест
- Ведение сайта, страниц в социальных сетях, госпабликах.
и
Ожидаемые
результаты
реализации
программы
- Увеличение контингента учащихся с 238 в 2025 году до 250 к 2030
году;
- Ежегодное участие учащихся в конкурсах различного
уровня
Районные
Зональные
Областные
Всероссийские
Международные
- Ежегодное участие преподавателей в конкурсах педагогического
мастерства, семинарах, курсах повышения квалификации (2
преподавателя ежегодно);
- Участие в субсидиях, грантах, инициативном бюджетировании (по
мере готовности документов
- Прохождение медицинских осмотров (ежегодно - 100% основного
коллектива ДШИ), прохождение санминимума (1раз в 2 года -100%
основного коллектива ДШИ), прохождение аттестации рабочих мест
(раз в 5 лет 100% коллектива ДШИ)
- Ведение сайта, страниц в социальных сетях, госпабликах
(еженедельно).
Контроль
реализации
программы
развития
Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации
программы развития. Отчетная дата – июнь 2030 года. По итогам
мониторинга директор или заместитель директора по УВР составляет
аналитический отчет о результатах реализации программы развития.
Информационная справка об организации
Полное наименование организации: Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования «Верхнеуральская детская школа искусств»
Краткое наименование организации: МКУДО Верхнеуральская ДШИ
Тип: образовательное учреждение дополнительного образования
Вид учреждения: Детская школа искусств E-mail: verhdshi@bk.ru
Официальный сайт: https://verhdshi.uralschool.ru/
Верхнеуральская музыкальная школа образована 1 сентября 1 9 6 2 г о д а .
Приказ отдела культуры №163 от 01.09.1962г.
Верхнеуральская музыкальная школа переименована в детскую школу
искусств с 01.09.1989 года Постановление главы администрации Верхнеуральского
района. Приказ №5 от 31.08.1989г.
Верхнеуральская
детская
школа
искусств
зарегистрирована
как
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования.
Постановление Главы администрации Верхнеуральского района Челябинской
области от 21.08.1995 года № 422.
Верхнеуральская
детская
школа
искусств
зарегистрирована
как
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Верхнеуральская
детская школа искусств. Постановление Главы администрации Верхнеуральского
района Челябинской области от31.08.1995года.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
зарегистрировано как Муниципальное учреждение дополнительного образования
детей « Верхнеуральская детская
школа искусств».
Свидетельство государственной регистрации № 862 серия «А», выдано
03.04.2001года.
Муниципальное
казённое
образовательное
учреждение
дополнительного образования детей Верхнеуральская детская школа искусств
переименовано в Муниципальное казённое учреждение
дополнительного
образования « Верхнеуральская детская школа искусств», в целях приведения в
соответствие с Федеральным законом от 23.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», и иными нормативными правовыми актами. Учредителем
МКУДО Верхнеуральская ДШИ и собственником имущества, закреплённого за
учреждением, является
муниципальное
образование
Верхнеуральский
муниципальный район в лице Отдела культуры и молодежной политики.
Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляются
органом местного самоуправления – Администрацией Верхнеуральского
муниципального района Челябинской области, которая делегирует функции
управления МКУДО Верхнеуральская ДШИ отделу культуры и молодежной
политики Администрации Верхнеуральского муниципального района. Полномочия
собственника
муниципального
имущества,
закрепленного
за
МКУДО
Верхнеуральская ДШИ на праве оперативного управления, осуществляет
администрация Верхнеуральского муниципального района в лице Управления
экономики и имущества администрации Верхнеуральского муниципального района.
МКУДО Верхнеуральская ДШИ осуществляет
финансово-хозяйственную
деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом.
Все имущество МКУДО Верхнеуральская ДШИ находится в муниципальной
собственности Верхнеуральского района, города Верхнеуральска Челябинской
области, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за учреждением на
праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется данным
имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества в
пределах, определяемых действующим законодательством.
МКУДО Верхнеуральская ДШИ не является прямым получателем бюджетных
средств. Финансовое обеспечение деятельности МКУДО Верхнеуральская ДШИ
осуществляется за счет средств бюджета Верхнеуральского муниципального района
на основе бюджетной сметы.
Выполнение муниципального задания учреждением осуществляется в виде
субсидий из местного бюджета.
Основной вид деятельности МКУДО Верхнеуральская ДШИ –Образование
дополнительное детей и взрослых. Деятельность учреждения строится на принципах
демократии и гуманизма, общедоступности образования, адаптивности образования к
уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников, приоритеты
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности,
свободного развития личности.
Основными целями деятельности МУКДО Верхнеуральская ДШИ являются:
- реализация прав граждан на дополнительное образование художественноэстетической направленности в области культуры и искусства, осуществление
гарантий общедоступности образования;
- выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем
возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического
воспитания, подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области
искусств;
- формирование общей культуры обучающихся;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе, их социализация и самореализация;
- удовлетворение потребностей обучающихся в занятиях музыкальным,
изобразительным искусством;
- интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие подрастающего поколения
средствами искусства;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Детская школа искусств самостоятельно разрабатывает, утверждает и
реализует дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств на
основе
федеральных
государственных
требований
и
дополнительные
общеразвивающие программы с учетом запросов детей, потребностей семей.
МКУДО
Верхнеуральская
ДШИ
реализует
дополнительные
общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы и
дополнительные
общеобразовательные
программы
дополнительные
предпрофессиональные программы в области искусств, рекомендованные
Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством
культуры Российской Федерации, разработанные учреждением на основе типовых.
Реализуемые учреждением образовательные программы направлены на
решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни
в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ.
МКУДО Верхнеуральская ДШИ оказывает следующие образовательные
услуги:
- обучение игре на клавишных инструментах: фортепиано, баян, аккордеон;
- обучение игре на струнных инструментах: гитара, домра, балалайка;
- обучение изобразительному искусству;
- обучение академическому вокалу (сольное пение);
Правом обучения в МКУДО Верхнеуральская ДШИ пользуются все граждане
Российской Федерации в возрасте от 6,6 до 18 лет.
Организация образовательного процесса в школе осуществляется в
соответствии с образовательными программами, годовым календарным учебным
планом-графиком, расписанием занятий; регламентируется учебными планами.
Расписание занятий, для создания наиболее благоприятного режима труда и
отдыха детей, составляется администрацией по представлению преподавателей с
учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей
детей и в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (СанПиН).
Время работы Учреждения с 8-00 ч. до 20-00 ч., в соответствии с режимом
сменности обучения обучающихся в учреждении.
В городе Верхнеуральске ДШИ является единственным образовательным
учреждением дополнительного образования детей, реализующим дополнительные
предпрофессиональные программы в области искусств. Как образовательное
учреждение дополнительного образования детей, детская школа искусств создана для
оказания услуг в сфере дополнительного образования детей в области культуры и
искусства, для удовлетворения образовательных потребностей детей, проживающих
на территории муниципального образования Верхнеуральское городское поселение.
Комфортные
условия
обучения,
эмоционально
привлекательная
воспитывающая среда, яркие традиции – всё это сделало детскую школу искусств
востребованной обучающимися и родителями нашего города. В школе обучаются
дети с разным уровнем способностей и возможностей. Современные образовательные
технологии, используемые преподавателями школы, позволяют всем участникам
учебного процесса развить в себе различные положительные качества, что,
безусловно, является привлекательным моментом, как для родителей, так и для
учащихся.
Детская школа искусств выполняет не только образовательную функцию, но
является эстетическим центром развития культуры и искусства в городе,
оказывающим влияние не только на своих обучающихся, но и на других
представителей социального окружения.
В Верхнеуральской детской школе искусств дети не только обучаются тем или
иным видам деятельности и приобщаются к ценностям мировой национальной
художественной культуры, но и приобретают жизненно важные знания и умения в
традиционных и новых видах творческой деятельности, осознают себя в
многообразии отношений с окружающей средой, миром, нашей действительностью.
Ежегодно в школе проводятся различные мероприятия просветительского
характера ( лекции, к о н ц е р т ы , о т ч ё т н ы е к о н ц е р т ы ш к о л ы , о т д е л о в ,
к л а с с н ы е , сольные концерты обучающихся и преподавателей, конкурсы, выставки,
мастер- классы и т.д.). Обучающиеся, преподаватели ДШИ принимают самое
активное участие в творческих городских мероприятиях, выступают на различных
концертных площадках. За годы работы ДШИ имеет хорошие контакты с
общеобразовательными школами, детскими дошкольными учреждениями,
учреждениями города.
Детская школа искусств на протяжении многих лет реализует работу с
творческими интеллектуально-одаренными детьми. Эта работа носит достаточно
системный характер. Определены приоритетные направления, созданы условия для
развития и поддержки, как учащихся, так и преподавателей, работающих с
одаренными детьми.
Одним из основных направлений работы с одаренными детьми являются
олимпиады, конкурсы, выставки. Творческие достижения учащихся школы (победы в
международных, всероссийских, региональных, областных, зональных конкурсах,
фестивалях, выставках, олимпиадах) подтверждают высокую результативность
реализации дополнительных образовательных программ, достойный уровень
образовательной и творческой подготовки.
В 2022 году Верхнеуральская детская школа искусств города отметила свое
60-летие. За время существования школы коллектив преподавателей увеличился от 7
до 15 человек (из них 5 – бывшие выпускники школы), контингент вырос от 50 до 243
человек, количество специализаций расширилось от 3 до 5.
За годы своей истории ДШИ окончили около 700 учащихся, более 30 из них
стали педагогами, профессиональными музыкантами и художниками. Обучающиеся
ДШИ поступили в ВУЗы, колледжи, консерватории от 3-5 % выпускников, которые
обучаются в городах Российской Федерации.
В школе накоплен солидный опыт преемственности поколений, так как почти
одна четвертая педагогического состава – это ее ученики.
Заслуги педагогов, посвятивших жизнь музыкальному и художественному
воспитанию подрастающего поколения, их творческая деятельность по достоинству
оценены руководством города и области. За многолетний и добросовестный труд, за
значительный вклад в развитие культуры и искусства преподаватели МКУДО
Верхнеуральская ДШИ награждены Почетными грамотами, Благодарственными
письмами
Губернатора
Челябинской
области,
Почетными
грамотами,
Благодарственными письмами Министерства культуры Челябинской области,
Почётными грамотами, и Благодарственными письмами главы Верхнеуральского
муниципального района.
«Программа
развития
Муниципального
казенного
учреждения
дополнительного образования «Верхнеуральская детская школа искусств » на 2025 –
2030 гг.» представляет собой организационно-правовой документ, устанавливающий
цели и задачи, основные направления, составляющие их мероприятия, ожидаемые
результаты развития МКУДО Верхнеуральская ДШИ. Программа адресована всем
субъектам, взаимодействие которых определяет функционирование учреждения
(педагогическому коллективу ДШИ, обучающимся и родителям, региональным и
муниципальным органам управления в сфере культуры, образования, общественным
организациям, образовательным организациям среднего профессионального и
высшего образования в сфере искусства).
Субъектами – участниками образовательного процесса – Программа развития
может быть использована:
для формирования представлений о целях, организации, содержании,
результатах, условиях осуществления образовательного процесса;
для определения механизмов взаимодействия в достижении заявленных
образовательных результатов в рамках сфер ответственности каждого из субъектов
(педагогического коллектива и администрации ДШИ, обучающихся и родителей,
учредителя);
для администрирования деятельности педагогического коллектива, оценки
результативности и эффективности осуществления образовательного процесса (его
организации, содержания, условий реализации, результатов).
Образовательная деятельность
В рамках реализации заявленных задач в МКУДО Верхнеуральская ДШИ
планомерно расширяется перечень реализуемых дополнительных образовательных
программ (таблица 1).
Таблица 1
Наименование
Срок обучения (лет)
программы
Дополнительные предпрофессиональные программы
в области музыкального искусства:
8
Фортепиано
5,8
Народные инструменты
Живопись
5,8
Дополнительные общеразвивающие программы
(бюджетное финансирование)
Инструментальное
исполнительство
(фортепиано, баян, аккордеон, гитара, домра)
3,5
Изобразительное искусство
7, 4
Сольное пение (академический вокал)
5
Изменения номенклатуры реализуемых дополнительных образовательных
программ было продиктовано, в первую очередь, актуализацией нормативноправовой базы и приоритетов государственной политики в сфере дополнительного
образования. Векторы данных изменений были обозначены в «Программе развития
МКУДО Верхнеуральская ДШИ» на 2018–2023 гг.». Расширение перечня
реализуемых дополнительных образовательных программ позволило:
обеспечить вариативность и возможность более свободного и широкого
выбора режима и темпа их освоения, выстраивания индивидуальных образовательных
траекторий;
- сохранить контингент обучающихся и коллектив образовательного учреждения.
Совокупный контингент обучающихся по образовательным программам за
четыре последних года стабилен, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2
Динамика контингента обучающихся МКУДО Верхнеуральская ДШИ
№ п/п
Образовательные Срок обучения Контингент
обучающихся, чел.
программы
2021 2022
2023
2024
1.
Дополнительные 5, 8
предпрофессиона
льные программы
193
204
202
201
2.
Дополнительные
общеразвивающи
е программы
43
40
53
42
236
244
255
243
ВСЕГО обучающихся:
4, 5
При этом происходило целенаправленное увеличение числа обучающихся по
дополнительным предпрофессиональным программам (далее – ДПП) с 2013 года
(первого года реализации соответствующих образовательных программ).
Соответственно, росла доля обучающихся по ДПП в совокупном контингенте ДШИ:
с 6,2 % в 2016 году до 83% в 2024 году.
Уменьшение контингента обучающихся по дополнительным общеразвивающим
программам (далее – ДОП) связано с прекращением набора по образовательным
программам 7-ми, 3-х летнего обучения. В связи с завершением реализации данных
программ и в целях сохранения школьных традиций. обучающимся были предложены
ДОП со сроком обучения – 4, 5 лет.
Организация и осуществление образовательного процесса в МКУДО
Верхнеуральская ДШИ соответствует требованиями образовательных программ и
учебных планов, годового календарного плана и реализовано в полном объёме.
Академические концерты, технические зачёты, промежуточная и итоговая
аттестации демонстрируют высокий уровень подготовки обучающихся,
соответствующий предъявляемым требованиям. Анализ показателей качественной
успеваемости по итогам года, отраженный в отчете за 2024 год свидетельствует о
стабильности и положительной динамике.
Основные факторы:
повышение профессионального уровня преподавания (курсы повышения
квалификации, консультации с ведущими преподавателями, посещение семинаров,
мастер-классов, открытых уроков и других форм по повышению квалификации);
акцентирование внимания преподавателей школы искусств на
индивидуальном подходе к каждому обучающемуся, а также создание в школе
благоприятной социально- психологической, творческой атмосферы;
высокий уровень ансамблевого музицирования, создание новых
творческих коллективов учащихся и преподавателей, участие в различных
мероприятиях и концертах, в конкурсах и фестивалях разного уровня;
активизирована такая форма работы как взаимопосещение уроков преподавателями
школы с целью обмена опытом и повышения профессионального мастерства;
- заинтересованность обучающихся и родителей в учебном процессе.
Рост качества образовательного процесса наблюдается также за счет
использования современных образовательных технологий. Общая успеваемость по
школе составляет – (100%), качественная – 85% Анализ качества знаний обучающихся
позволяет делать вывод о том, что результаты успеваемости достаточно стабильны,
не менее 70% обучающихся окончили учебные года в рассматриваемый период с
хорошими результатами. Ежегодно 27% выпускников заканчивают школу с отличием.
Достижения обучающихся определяют и уровень компетентности конкретного
преподавателя, его готовность решать педагогические задачи на уровне, требуемом
ребенком,
родителями,
обществом,
государством.
Решение
проблемы
результативности образовательной деятельности позволяет судить об эффективности,
полезности, социальной значимости, как всей системы дополнительного образования
детей, так и каждого конкретного направления. Высокий уровень результативности
освоения образовательных программ пока не предопределяет выбор выпускниками
ДШИ продолжения профессионального обучения в образовательных организациях
среднего профессионального и высшего образования. Но работа в данном
направлении ведется. Так с 2023 года ввелась система наставничества, где акцент
прежде всего делается на такие наставнические пары как педагог-ученик. В 2024 году
произошла интеграция творческого союза учащихся и преподавателей МКУДО
Верхнеуральская ДШИ, а также преподавателей ГБОУ ВО ЧО «МаГК (академия)
имени М. И. Глинки», которые явились кураторами системы наставничества. С целю
самоопределения и формирования осознанной позиции, необходимой для выбора
образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
Поступление
выпускников
МКУДО
Верхнеуральская
ДШИ
на
профессиональное
обучение
в
образовательные
организации
среднего
профессионального и высшего образования в сравнении за 4 года (таблица 3):
Таблица 3
Учебный год
Количество Количество
выпускников поступивших в
ССУЗЫ, ВУЗЫ
28
2
18
3
18
3
30
3
94
11
2021
2022
2023
2024
Всего:
В 2021 – 2024 гг. 11 выпускников ДШИ продолжили профессиональное
образование в образовательных организациях среднего профессионального и высшего
образования города Магнитогорска, г. Учалы и г. Челябинска
В целом организация и осуществление образовательной деятельности МКУДО
Верхнеуральская ДШИ соответствует как нормативным требованиям федеральных
государственных требований, так и муниципальному заданию со стороны органов
местного самоуправления. Результативность образовательной системы ДШИ
подтверждается качеством и уровнем подготовки обучающихся.
Благодаря созданию комфортных условий, в процессе обучения учащиеся всех
отделений реализуют свой творческий потенциал, участвуя в фестивалях и конкурсах
различного уровня.
Благодаря высоким результатам, учащиеся школы награждаются стипендиями
Главы Верхнеуральского муниципального района.
Результаты участия в конкурсах в сравнении за 3 года (Таблица 4):
Результаты участия в конкурсах в сравнении за 3 года
Конкурсы по
уровням
2022 год
Кол-во
конкурсов
Кол-во
участн
иков
Районные
Областные
4
9
103
76
Всероссийские
Международные
Итого:
31
30
74
97
69
345
2023 год
Кол-во
призов
ых
мест
Кол-во
конкурсов
Кол-во
участни
ков
7
10
10
158
63
77
69
153
23
21
64
124
56
401
2024 год
Кол-во
конкурсов
Кол-во
участн
иков
3
4
5
133
17
10
104
40
147
13
12
34
73
42
265
13
26
49
Кол-во
призов
ых
мест
Кол-во
призов
ых
мест
Таблица 4
Высоким результатам обучающихся способствуют высокий профессионализм
преподавателей, педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках личностноориентированного обучения.
Конкурсная деятельность в ДШИ становится не только формой выявления и
поддержки творчески одаренных детей, но и источником поисков новых подходов к
организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности
обучающегося. Конкурсы дают обучающимся бесценный опыт концертного
исполнительства, силу и стимул добиваться новых побед.
Важно удерживать эти высокие позиции и в дальнейшем. Для этого необходимо
постоянное совершенствование образовательной деятельности путем внедрения
новых технологий и обновления содержания образования.
Развитие у обучающихся творческих способностей, приобретения ими знаний,
умений, навыков в области выбранного вида искусств должно обеспечиваться
высоким уровнем преподавания, использованием педагогически обоснованных форм,
методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся (в том числе
информационно- коммуникационных технологий, электронных образовательных и
информационных
ресурсов),
повышением
эффективности
организации
самостоятельной работы, правильной организацией внеурочной и досуговой
деятельности.
Характеристика педагогического состава
Одной из приоритетных задач деятельности ДШИ города становится повышение
профессиональной компетентности педагогического состава, его готовности
обновлять содержание и характер профессиональной деятельности.
Характеризуя состав педагогических работников ДШИ, следует отметить, что
педагогический коллектив школы укомплектован специалистами по всем учебным
дисциплинам в соответствии с учебным планом. Педагогический состав школы
состоит из 15 квалифицированных преподавателей, с учетом совместителей.
За 3 года увеличилась доля аттестованных преподавателей (высшей
квалификационной категорий).
Уровень профессиональной квалификации преподавателей в 2024 году (Диаграмма
1)
Диаграмма 1
Уровень профессиональной квалификации
преподавателей МКУДО Верхнеуральская ДШИ в
2024 году
преподавателеей с
высшей категорией
преподавателей с первой
категорией
преподавателей без
категории
Анализ квалификационных характеристик свидетельствует, что педагогический
коллектив школы способен осуществлять образовательную деятельность на высоком
профессиональном уровне, развивать и поддерживать потенциально одаренных детей.
Профессионализм преподавателей в полном объёме соответствует оценке
аттестационной комиссии: 40% преподавательского состава (6 человек) имеют
высшую квалификационную категорию, 27% (4 человека) – первую
квалификационную категорию, 33% (5 человек) – без категории. Проведя анализ
профессиональной квалификации преподавателей с 2018г. по 2024 г. Видно, что в
2024 году преподавателей с высшей категорией стало больше (в 2018 году 14,3%), с
первой квалификационной группой стало меньше(в 2018 году 71,4%), но при этом
увеличилось количество преподавателей без категории (в 2018 году 14,3%).
Преподаватели, не имеющие категорию это молодые специалисты стаж работы,
которых менее 5-ти лет пришедшие на смену выбывшим опытным сотрудникам. В
настоящее время данная категория сотрудников накапливает достижения
соответствующего уровня для прохождения аттестации.
Сравнительный анализ уровень образования преподавателей в 2024 году по сравнению
с 2018 годом (Диаграмма 2)
Диаграмма 2
Образовательный уровень преподавателей
70
60
50
40
30
20
10
0
2018 г.
среднее профессиональное образование
2024 г.
высшее образование
Характеристика структуры педагогического коллектива МКУДО Верхнеуральская
ДШИ по стажу работы преподавателей приведена в Диаграмме 3. Основная часть
преподавателей имеет достаточно большой стаж работы., но при этом наблюдается
положительная динамика по стажу работы молодых преподавателей, это говорит о
смене кадрового состава преподавателей. На смену опытного, но не владеющего
электронной культурой специалистов, приходят молодые, активные и компетентные
педагоги, которые готовы реализовывать программы, соответствующие федеральным
государственным требованиям.
Диаграмма 3
Характеристика структуры педагогического
коллектива по стажу работы
10
2023
5
2021
0
0-3 лет
3-5 лет
5-10 лет 10-15 лет 15 лет и
старше
2021
2022
2023
2024
Качественные характеристики кадрового потенциала МКУДО Верхнеуральская
ДШИ соответствуют требованиям осуществления образовательного процесса в
рамках заявленных образовательных программ. В целом администрации ДШИ
удается разрешать проблемы, характерные для муниципальной системы
дополнительного образования детей: создание условий для привлечения и
закрепления молодых кадров; повышение качества профессиональной деятельности
преподавателей ДШИ, усиление в ней творческой составляющей и субъектной
позиции.
Целенаправленная работа руководства школы по привлечению молодых
специалистов позволила увеличить долю педагогов со стажем работы до 5 лет на 27%.
Одним из направлений дальнейшего совершенствования системы кадрового
обеспечения может стать: использование механизма целевого обучения будущих
педагогических работников школы, программы наставничества.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
Школа занимает отдельно стоящее 2-х этажное здание. Год ввода в эксплуатацию –
1962;
Общая площадь здания – 717,0 м2;
Учебная площадь - 612 м2;
Учебные классы – 19;
Натюрмортный фонд – 12 экз.;
Концертный зал – 1;
Библиотечный фонд – более 600 экземпляров;
Проектная мощность здания – 300 обучающихся;
Реальная наполняемость – 240 обучающихся.
Кабинеты оснащены ученической мебелью в соответствии с СанПиНом,
мольбертами, инструментами, проекторами, классными досками, интерактивными
панелями
Для ведения образовательного процесса и концертно-выставочной деятельности
в школе имеются: компьютеры, ноутбуки, проекторы, экран.
В ДШИ уделяется большое внимание совершенствованию материальной базы
для работы в новых условиях, структура и содержание деятельности которой
обусловлены необходимостью решения стоящих перед ДШИ задач, связанных с
развитием творческого потенциала преподавателей и обеспечения высокого качества
и глубины содержания образовательного процесса в соответствии с ФГТ: это
разработка наглядной методической базы, натурного фонда школы, оборудование
учебных классов.
Вывод
Мониторинг работы администрации и педагогического коллектива позволяет
сделать вывод о том, что деятельность школы в период с 2021 по 2024 годы была
достаточно успешной. Выявлены сильные стороны деятельности ДШИ, а именно:
- в ДШИ работает квалифицированный педагогический коллектив,
мотивированный на личностное саморазвитие, а также на деятельность по развитию
школы;
- обучающиеся не только достигают успехов в обучении, но и активно
участвуют в культурно-массовых мероприятиях, имеют высокие результаты в
конкурсах;
- уровень подготовки выпускников позволяет им продолжать образование в
средних специальных и высших учебных заведениях по различным видам искусств;
- ДШИ активно взаимодействует с жителями района, удовлетворяя
эстетические потребности различных социальных и возрастных групп населения,
активизируя жизнь общества путем использования различных форм концертнопросветительской деятельности;
В ходе анализа выявлены проблемы, для успешного решения которых
необходимо:
- продолжить работу по повышению доступности образования для учащихся с
особыми образовательными потребностями и одарённых учащихся;
- продолжить разработку и применение критериев качества реализации
образовательных программ, развитие системы независимой оценки качества
образования;
- продолжить работу над обеспечением информационной открытости ДШИ,
положительного имиджа организации в городе, регионе;
- обеспечить конкурентоспособность ДШИ, в том числе путём качественной
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
- совершенствовать качество подготовки обучающихся и качество
профессиональной ориентации выпускников;
- совершенствовать учебно-методическую базу ДШИ;
- развивать инновационную деятельность,
- совершенствовать методы воспитательной работы;
- совершенствовать практическую направленность методических работ
преподавателей;
- активизировать работу по систематическому участию преподавателей в
конференциях и конкурсах педагогического мастерства, издательской деятельности;
- активно развивать сетевое взаимодействие ДШИ с другими
образовательными организациями и организациями культуры;
- продолжить развитие кадрового потенциала;
- совершенствовать оснащение материально-технической базы.
Анализ деятельности МКУДО Верхнеуральская ДШИ свидетельствует о
стабильности работы учреждения и наличии условий для его дальнейшего
развития.
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа развития
МКУДО Верхнеуральская ДШИ обеспечивает равные «стартовые»
возможности каждому ребенку, чутко реагирует на меняющиеся потребности детей и
их родителей, расширяет традиционные направления, технологии работы с детьми.
Анализ результатов деятельности школы позволяет локализовать и выделить
существующие проблемы в функционировании МКУДО Верхнеуральской ДШИ:
В образовательной деятельности:
изолированность ДШИ в культурно-образовательном пространстве
региона, ресурсная недостаточность в реализации образовательных программ;
разработка и внедрение эффективных методик, инновационных
технологий и форм работы с одаренными детьми;
ограниченный перечень образовательных программ для обучающихся
среднего и старшего школьного возраста;
недостаточная разработанность системы мониторинга учебных
достижений учащихся, ее использование педагогами для повышения
результативности учебно- воспитательного процесса;
доминанта традиционных практик зачастую не позволяет преподавателям
видеть обучающихся и родителей равноправными участниками образовательного
процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним.
В системе воспроизводства педагогических кадров:
ограниченный опыт использования современных инновационных
педагогических и информационных технологий в образовательном процессе. Налицо
противоречие между высоким профессионализмом педагогического коллектива (с
учетом уровня образования, квалификационных характеристик и опыта работы) и
минимизацией
использования
педагогами
дополнительного
образования
современных инновационных технологий (педагогических и информационных);
омоложение коллектива. Преподаватели, которые приехали работать с г.
Магнитогорска, по программе «Земский работник культуры». У молодых
специалистов контракт заключен на 5 лет с Министерством культуры Челябинской
области. По окончании срока действия контракта большая вероятность того, что
молодые специалисты покинут стены ДШИ. Тогда может возникнуть проблема в
поиске новых квалифицированных кадров;
снижение мотивации педагогов к повышению своего профессионального
уровня, участию в исследовательской, научно-методической деятельности;
несформированность компетенций реализации индивидуального и
дифференцированного подходов к организации, определению содержания, выбора
форм и методов обучения.
В методической работе:
минимизация значения и места методической работы в системе
приоритетов организации образовательного процесса;
выбор примерных (типовых) программ музыкальных школ, предложенных
Минкультуры Р о с с и и – о г р а н и ч е н н о с т ь п р а к т и к и а д а п т а ц и и п о д
с п е ц и ф и ч е с к и е особенности, потребности и ожидания отдельных групп
обучающихся;
В материально-техническом обеспечении:
отсутствие эффективного обеспечение материально-технической базы,
имущественного комплекса ДШИ для создания комфортных, современных условий
для обучения и воспитания учащихся, работы преподавателей;
здание МКУДО Верхнеуральская ДШИ построено в 1917 году, в котором
и ни разу не проводился капитальный ремонт. Школа требует капитального ремонта,
но вступление в какую-либо из программ по ремонту осложняется тем, что оно
является объектом культурного наследия регионального значения.
В решение каждой из названных проблем должны быть включены родители
обучающихся, другие взрослые, готовые сотрудничать с администрацией, педагогами
и совместно улучшать работу школы. Именно такие родители должны быть
представлены в родительском комитете, им должны быть предоставлены реальные
возможности для участия в управлении школой.
Данные проблемы, по сути, определяют приоритеты развития ДШИ на
предстоящий период. Поскольку разрешение проблем, выявленных при анализе
образовательной системы ДШИ, определяют не только эффективность
функционирования учреждения дополнительного образования, но и качество
подготовки выпускников, их адаптацию к современной социокультурной среде.
Возможные риски
При реализации Программы развития школы возможно возникновение
различных рисков, требующих минимизации их последствий:
Недостаточный уровень компетенции сотрудников школы.
Недостаточный уровень методологической и методической компетенции
преподавателей.
Сопротивление
изменениям
со
стороны
некоторых
участников
образовательного процесса, что может уничтожить суть нововведений или резко
снизить их эффективность.
Меры управления возможными рисками:
мониторинг (социальные опросы);
научно-методическое и аналитико-прогностическое сопровождение;
информационное сопровождение.
Концепция развития
Структура программы предусматривает организацию работы педагогического
коллектива, администрации, общественности, родителей обучающихся по решению
основных задач Программы развития ДШИ через реализацию основных
мероприятий, со ссылкой на должностных лиц, ответственных за реализацию и
сроки исполнения. Общее руководство работой по Программе и оценка
эффективности ее реализации осуществляются педагогическим советом школы
ежегодно на итоговом заседании по завершении учебного года.
Ход работы по проектам курируется должностными лицами – представителями
администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными
обязанностями и отражается в разрабатываемых планах работы образовательного
учреждения. Текущая деятельность в рамках мероприятий Программы обсуждается
на заседаниях Совета школы в соответствии с режимом реализации годового плана
работы. Информирование сотрудников школы о работе над мероприятиями
Программы развития предполагается осуществлять в виде ежегодного устного
сообщения на итоговом педсовете.
Общие итоги выполнения Программы развития ДШИ на 2025-2030 год
предполагается обсудить на заседании педагогического совета школы в 2030 году.
Мероприятия и проекты, обеспечивающие реализацию Программы
Решение задач Программы таких как, формирование социокультурной среды
посредством совместной деятельности школы, родителей и местного сообщества над
созданием благоприятных условий развития учащихся с учетом их возможностей,
познавательных интересов, склонностей, личностной и творческой самореализации
сегодня и в будущем, обеспечивается путем реализации системы комплекса
мероприятий и проектов.
Задача 1. Внедрение и успешное функционирование новых организационных и
финансовых механизмов.
Мероприятие 1. Определение финансово-экономических основ деятельности.
Содержанием мероприятия является разработка муниципального задания. Данное
мероприятие предполагает:
- согласование с учредителем плана разработки документа и его содержания;
- изучение и анализ нормативных документов;
- подготовку расчетных данных и показателей;
- утверждение итогового документа учредителем.
Сроки выполнения – ежегодно.
Мероприятие 2. Участие учреждения в грантовых конкурсах, в Региональных,
Федеральных программах и в национальных проектах, направленных на развитие
культуры.
Мероприятие включает в себя:
- проведение работ по изучению программ, направленных на развитие
культуры;
- подготовка заявок на участие в проектах, программах;
- подача заявок на участие в проектах, программах направленных на развитие
культуры и искусства;
- в случае одобрения заявок , успешное освоение денежных средств
направленных на развитие культуры и искусства.
Срок: ежегодно.
Задача 2. Обеспечение конкурентоспособности путём расширения спектра
образовательных программ, совершенствования содержания, форм и методов
образовательной деятельности, качественной реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств.
Мероприятие 1. Обновление и совершенствование содержания образования
при активном участии профессионального сообщества. В процессе решения задачи
произойдет постепенное обновление содержания образования, основанного на
гармоничном и гибком взаимодействии предпрофессиональных и общеразвивающих
программ в области искусств, будет увеличено количество реализуемых программ и
увеличен контингент обучающихся. Реализация в ДШИ дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств как приоритетных позволит
утвердить историческую миссию ДШИ как первого звена трёхуровневой системы
подготовки творческих кадров, выполнить основную задачу ДШИ – подготовку
выпускников, чьи знания и приобретённые в ДШИ умения, позволят части из них
продолжить образование в профессиональных образовательных организациях
отрасли культуры, а другой части выпускников – пополнить ряды грамотной
зрительской аудитории театров, концертных и выставочных залов и стать ядром в
формировании гармоничного, духовно развитого российского общества.
Срок: ежегодно.
Мероприятие 2. Корректировка дополнительных предпрофессиональных
программ. Разработка учебно-методических комплексов к учебным предметам
предпрофессиональных программ. Содержание дополнительных
предпрофессиональных программ должно соответствовать федеральным
государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных
программ в области искусств, тенденциям и перспективам развития культуры,
задачам социально-культурного развития региона. Эти факторы диктуют
необходимость непрерывного обновления программнометодического обеспечения,
содержания, форм и методов образовательного процесса.
В ходе реализации данного проекта предполагается:
- корректировка существующих образовательных программ и программ
учебных предметов;
- составление и введение в учебный процесс новых программ учебных
предметов;
- продолжение работы по совершенствованию фондов оценочных средств;
- продолжение работы по формированию учебно-методических комплексов;
- использование информационно-коммуникационных технологий; формирование электронных образовательных ресурсов;
Срок: ежегодно.
Мероприятие 3. Профессиональная ориентация обучающихся.
В рамках реализации ключевых положений Концепции развития
дополнительного образования до 2030 года, федеральных государственных
требований в ДШИ реализуется программа по ранней профориентации,
направленная на сохранение системы трехуровневого художественного образования
(ДШИ – училище – вуз). ДШИ реализует программы ранней профессиональной
ориентации по дополнительным предпрофессиональным программам:
- в области музыкального искусства: «Фортепиано», «Струнные
инструменты», «Сольное пение», «Народные инструменты»,
- в области изобразительного искусства: «Живопись».
С целью профессиональной ориентации обучающихся планируется
проведение следующих мероприятий:
- организация творческих встреч с деятелями искусства и студентами
образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования
в сфере культуры;
- проведение мастер-классов с преподавателями образовательных организаций
высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры;
- проведение экскурсий, выставочных и концертных залов г. Верхнеуральска, г.
Магнитогрска и г. Челябинка, творческие встречи с музыкантами-профессионалами,
художниками.
Срок: ежегодно.
Задача 3. Повышение эффективности работы по выявлению одаренных детей,
развитие условий для осуществления образовательной деятельности.
Мероприятие 1. Работа с одаренными детьми.
В ДШИ уделяется приоритетное внимание выявлению и развитию одаренных
обучающихся в области искусств. Мероприятия проекта призваны расширить
представительство школы на конкурсах различного уровня, создать условия для
профессиональной ориентации обучающихся по выбору творческой профессии.
Срок: ежегодно.
Мероприятие 2. Работа с родителями обучающихся В рамках реализации
принципа общественно-государственного управления, ДШИ реализует мероприятия,
направленные на повышение уровня осведомленности родителей о ходе и
результатах развития детей, о работе школы, способствует их просвещению по
актуальным вопросам воспитания и образования в школе. Данные программы
находят свое отражение в рамках родительских собраний, проведении открытых
уроков, концертов, фестивалей, организации лекций, посещений городских
концертов детьми совместно с родителями.
Срок: ежегодно.
Мероприятие 3. Формирование творческой среды
ДШИ уделяет большое внимание творческой деятельности обучающихся: организовывает выступления обучающихся, в том числе творческих коллективов,
- организовывает выставки художественных работ,
- организовывает постановку театральных спектаклей.
Организация творческой среды является необходимым условием раскрытия
индивидуальности обучающихся и выявления их одаренности. Обучающиеся
Школы ведут активную концертно-конкурсную деятельность, выступают на
концертных площадках города, успешно участвуют в фестивалях и конкурсах, как в
районных так и в региональных, областных и всероссийских, принимают участие в
культурно-просветительных мероприятиях для жителей Верхнеуральского района.
Срок: ежегодно.
Мероприятие 5. Кадровая политика. Развитие наставничества
В рамках реализации мероприятия планируется привлекать к работе молодых
специалистов, используя принцип преемственности поколений, закрепление за
молодыми специалистами преподавателей с высшей квалификационной категорией
в целях наставничества. Планируемые мероприятия:
1.
Разработать программу по работе с молодыми специалистами в целях их
быстрой адаптации в ДШИ.
2. Активизировать творческую и методическую деятельность молодых
специалистов для участия в конкурсах педагогического мастерства; педагогических
семинарах и конференциях.
3. Стимулировать преподавателей к совершенствованию профессионального
уровня.
4. Проводить регулярную корректировку критериев показателей
эффективности деятельности преподавателей и концертмейстеров.
5. Разработать совместные проекты по взаимодействию с методическим
объединением ДШИ.
Развитие ДШИ, её успехи и повышение имиджа среди населения напрямую
зависят от уровня компетенций педагогического коллектива. Администрация ДШИ
уделяет большое внимание формированию команды единомышленников, цель
которой открывать и воспитывать юные дарования в системе художественного
образования. Приоритетом является сохранение команды специалистов разных
поколений. Опыт и мудрость старшего поколения в сочетании с новыми
технологиями и подходами, привычными для более молодых, могут дать хорошие
результаты.
В ДШИ будут проведены следующие мероприятия: - проект «День
самоуправления в ДШИ» (ранняя профориентация, работа с хором, оркестром,
проведение уроков теоретического цикла);
- проект «Дебют». Цикл открытых уроков по отделениям (молодые
специалисты под руководством коллег наставников дают открытые уроки);
- проект «Педагог-ученик». Художественные выставки (совместные работы
преподавателей и их обучающихся);
- проект «От опытного поколения начинающему». Цикл открытых уроков
опытных коллег для молодых специалистов.
Мероприятие 6. Наполнение фондов библиотеки В целях обеспечения
методическими материалами по реализуемым программам преподавателей и
учащихся, свободного доступа их к различным источникам информации, в ДШИ
постоянно пополняется фонд школьной библиотеки, где посетителям предлагается
информация на различных носителях по достаточно широкому спектру вопросов. В
ДШИ проводится целенаправленная работа по пополнению и обновлению фонда:
- регулярное пополнение фонда выходящими в свет изданиями, в особенности
учебными (музыкальная литература, сольфеджио, хрестоматии по инструментам и
др.);
Срок: ежегодно.
Мероприятие 7. Развитие и укрепление материально-технической базы
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к ведению
деятельности организациями дополнительного образования, все помещения школы
должны соответствовать санитарным нормам и, по необходимости, подлежать
текущему ремонту. В рамках реализации проекта разработан план текущего ремонта
зданий учреждения и входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического
обеспечения. Также, для совершенствования материально-технической базы школы,
необходимой для обеспечения эффективной реализации образовательных программ,
расширения потенциала образовательного процесса, школой планируется
приобретение нового оборудования, музыкальных инструментов:
- обновление парка музыкальных инструментов, натюрмортного фонда;
- оснащение современной оргтехникой.
Срок: по мере предоставления субсидии.
Мероприятие 8. Здоровье и безопасность Основа деятельности детской школы
искусств – модель образовательного учреждения, где приоритетом является забота о
сохранении здоровья учащихся и работников. Для совершенствования условий
образовательного процесса в ДШИ уделяется большое внимание санитарным
нормам, обучению сотрудников, а также безопасности в учреждении. Мероприятия,
направленные на сохранения здоровья преподавателей, сотрудников и обучающихся:
- ежегодное проведение первичных и периодических медицинских осмотров
всех сотрудников учреждения, в соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н;
- выполнение противоэпидемиологических мероприятий;
- контроль нормирования учебной нагрузки, режима занятий обучающихся;
- проведение обследований учебных классов в соответствии с санитарными
нормами по СанПиН 2.4.3648 – 20;
- своевременное проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в
соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
В целях организации безопасности жизнедеятельности учащихся и работников
школы осуществляются или планируются к осуществлению следующие
мероприятия:
- заключение договоров на физическую охрану помещений школы;
- заключение договоров на обслуживание комплексных систем обеспечения
безопасности (АПС, , КТС,);
- организация работы по действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обучение преподавателей и сотрудников оказанию первой помощи;
- обучение сотрудников действиям при чрезвычайных ситуациях;
- ежегодная проверка знаний ответственных лиц в Ростехнадзоре по
безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок;
- установлена система контроля и управления доступам «Скуд».
Срок: ежегодно.
Задача 4. Обеспечение информационной открытости, продвижение социально
значимых культурных проектов и инициатив, формирование положительного
имиджа в районе
Мероприятие 1. Формирование информационной открытости
Информационное обеспечение деятельности ДШИ становится одним из важнейших
условий качественно нового уровня образования в сфере культуры и искусства,
привлечения внимания различных категорий населения к ее деятельности. В целях
повышения эффективности информирования о результатах деятельности ДШИ
родителей (законных представителей) обучающихся, общественности, а также для
поддержки имиджа, ДШИ намерена проводить целенаправленную работу по ряду
ключевых направлений:
- ведение сайта;
- создание новых и активное ведение существующих пабликов;
- проведение рекламных акций, размещение рекламы в СМИ;
- публикации статей о школе в газетах.
Мероприятие 2. Создание положительного имиджа в районе Организация на
регулярной основе концертных программ, тематических конкурсов, познавательных
проектов на различных площадках города, района, Срок: ежегодно.
В рамках проекта планируется подготовить 30 видеоролики о выпускниках
ДШИ. За основу ролика берется архивное видео выступления хора, оркестра,
ансамбля и сегодняшние интервью с участниками выступлений.
Срок: ежегодно.
Механизм реализации Программы развития
Руководителем Программы является директор ДШИ, который несет
персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и
эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых
средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Директор детской школы искусств:
- осуществляет координацию деятельности Программы по эффективной
реализации ее мероприятий участниками Программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты
(локальные акты);
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию
Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее
реализацию;
- проведении мероприятий в рамках Программы, а также о порядке
возможного участия в ней.
Результаты выполнения Программы развития обсуждаются на педагогических
советах школы
Оценка эффективности Программы развития
Эффективность реализации Программы развития определяется путем
определения показателей выполнения Программы, соотнесения прогнозных
результатов с результатами, обозначенными в Программе.
При этом важнейшим показателем эффективности будет являться констатация
достижения ДШИ нового качественного состояния, определяемого изменениями
важнейших элементов образовательной системы ДШИ, а именно:
- внедрение и успешное функционирование новых организационнофинансовых механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность ДШИ;
- обеспечение информационной открытости ДШИ,
- укрепление положительного имиджа в регионе, положительной репутации;
- обеспечение конкурентоспособности ДШИ путем качественной реализации
дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств,
взаимодействия ДШИ с другими образовательными организациями и организациями
культуры;
Перечень целевых показателей
Наименование
мероприятия
Увеличение охвата
детского населения
работой школы
Выявление и
Ожидаемые результаты
Увеличение количества
реализуемых программ.
Корректировка дополнительных
предпрофессиональных программ
Результативное участие одаренных
Показатели
выполнения
С 238 до 250
учащихся
Ежегодное участие в
развитие одаренных
обучающихся в
области искусств,
ориентирование на
освоение ими
предпрофессиональ
ных
образовательных
программ
обучающихся в конкурсах
различного уровня, реализация
творческих проектов с
профессиональными
организациями в сфере культуры и
искусства, творческими и
концертными организациями.
проведение мастер классов
преподавателями образовательных
учреждений среднего и высшего
образования в области искусств
Работа с родителями обучающихся
Привлечение родителей и
общественных организаций к
участию в решении
воспитательных задач школы и
организации семейного досуга.
Проведение родительских
собраний, открытых уроков,
концертов.
Повышение уровня
осведомленности родителей о ходе
и результатах развития детей, о
работе школы, способствует их
просвещению по актуальным
вопросам воспитания и
образования в школе. Вовлечение
учащихся в активную творческую
деятельность. Раскрытие
индивидуальности учащихся и
выявление их одаренности
Количество и качество
организованных выступлений
учащихся, в том числе творческих
коллективов учащихся, выставок
работ, постановка спектаклей
Развитие наставничества
Формирование команды
единомышленников, цель которой
открывать и воспитывать юные
дарования в художественном
образовании. Повышение
профессиональных компетенций у
молодых специалистов,
реализация совместных проектов,
направленных на повышение
качества образования в ДШИ
Сохранение команды
специалистов разных поколений,
нацеленной на достижение
результата – качественной
профессиональной подготовки и
конкурсах различного
уровня (районные,
зональные, областные,
всероссийские,
международные)
Кадровая политика
Развитие и
укрепление
материальнотехнической базы
школы
Здоровье и
безопасность
Обеспечение
информационной
открытости,
укрепление
положительного
имиджа в райрне
воспитания в системе
художественного образования.
Привлечение молодых
специалистов для работы в ДШИ,
в том числе из числа ее
выпускников
Активизация наставничества
Участие конкурсах
педагогического мастерства,
мастер-классах, педагогических
семинарах и конференциях
Совершенствование методической
работы Создание действующего
координационного методического
совета по решению актуальных
учебно-методических вопросов в
системе дополнительного
образования в сфере искусств.
Соответствие учебных помещений
санитарным нормам и ФГТ,
обновление парка музыкальных
инструментов Успешно
проведённые мероприятия по
ремонту помещений, закупка
музыкальных инструментов и
оборудования
Забота о сохранении здоровья
обучающихся и работников
Регулярное проведение
мероприятий, направленных на
сохранение здоровья сотрудников и
обучающихся ДШИ, обеспечение
безопасности жизнедеятельности
участников образовательного
процесса
Повышение эффективности
информированности о
деятельности школы родителей
обучающихся, общественности, а
также поддержка имиджа
учреждения Организационное
обеспечение модернизации ДШИ,
совершенствование
информационнокоммуникационны
х систем
Ежегодное участие
преподавателей в
конкурсах
педагогического
мастерства,
семинарах, курсах
повышения
квалификации (2
человека ежегодно).
Участие в субсидиях,
грантах,
инициативном
бюджетировании (по
мере подготовки
документов)
Ежегодное
прохождение
медицинских осмотров
(100% основного
персонала ДШИ),
прохождение
санминимума (1 раз в 2
года – 100% основного
персонала ДШИ),
прохождение
аттестации рабочих
мест (раз в 5 лет -100%
коллектива ДШИ)).
Ведение сайта, страниц
в социальных сетях,
госпаблик
(еженедельно).
Заключение
Деятельность детских школ искусств формирует коммуникативные стратегии
человека в культурно-историческом контексте, способствующие воспитанию у детей
восприятия патриотических, национальных, этнокультурные концептов,
определяющих представления детей и подростков о едином многонациональном
мире. Специфика дополнительного образования состоит в первичности творческой
деятельности. Имея возможность построения образовательных программ с учетом
интересов детей, образовательный процесс в школе искусств выстраивается таким
образом, чтобы каждый ребенок научился не отдельным умениям и навыкам, а
овладел целой системой понятий, представлений и практических действий и получил
возможность реализовать свои способности. Цель современного дополнительного
образования — это воспитательная составляющая единого процесса обучения и
развития, которая призвана обеспечить гармонию человека с самим собой, с другими
людьми, обществом, природой. А в результате сформируются устойчивые и
позитивные отношения ко всему окружающему миру.